Бухучет в бюджетных организациях


Не так давно бухгалтерский учет, ведение которого осуществлялось в бюджетных организациях, было в основном только способом контроля над госпредприятием. Сам контроль подразделялся на административный и финансовый. И вся система учета была построена таким образом, чтобы этот контроль можно было осуществлять как можно проще. Но в международной практике аналогов подобного контроля нет. Это особенно четко стало проявляться в тот момент, когда Российская Федерация подошла к этапу завершения перевода экономики на рыночный тип.

Последние годы 20-го столетия система бухгалтерского учета предприятий, находящихся на финансировании государства, претерпела значительные перемены. Была создана новая методологическая база для бухучета расчетов. Для предприятий разной отраслевой и ведомственной принадлежности были не только созданы обновленные редакции уже существующих документов, но была введена в действие совершенно новая основополагающая нормативная документация. Этими документами были определены план счетов, введены положения о бухучете, положения, касающиеся состава затрат и так далее. Одним из таких документов стала Инструкция по бухучёту в бюджетных организациях, которая является нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок ведения бухучета в бюджетных организациях.

В настоящее время бухучет в некоммерческих организациях взял на вооружение прогрессивные методы учета, которые успешно апробированы и широко применяются в странах мира с развитой экономикой. Например, счета бюджетных организаций, на которых происходит учет бюджетных и внебюджетных средств подлежат раздельному учету. И балансы в разрезе этих счетов составляются раздельные. Только на стадии сведения данных для общего баланса организации эти два документа объединяются.

Несмотря на то, что такое ведение учета увеличивает трудозатраты, система учета имеет свои достоинства. Только в процессе такого ведения учета можно отделить те денежные средства, которые предоставлены бюджетному предприятию в управление от тех денег, которые предприятие заработало самостоятельно.
При этом тот доход, который заработан предприятием не подлежит налогообложению, поскольку он не рассматривается в качестве коммерческой выручки, а считается так же бюджетным финансированием. Ещё одним нюансом учета бюджетных организаций является то, что они имеют возможность создавать свои модели разделения общехозяйственных расходов на бюджетную и предпринимательскую деятельность.