Что изучает лингвистика |
Начнём с анализа самого термина. Происхождение слова «лингвистика» восходит к латинскому «lingua» - «язык». Русскими синонимами к слову «лингвистика» являются языкознание и языковедение. Так что о предмете изучения лингвистики догадаться нетрудно. Это язык во всём его величии и многообразии. Языкознание не ставит единственной целью изучение конкретных существующих языков (или же языков ранее существовавших). Цель – изучение человеческого языка в общем. Произведём некоторое сравнение. Говоря, например, об естественных науках, мы предполагаем, что при исследовании определённых объектов зачастую возможно прямое их наблюдение. Это условие в лингвистике, как в науке гуманитарной, невыполнимо. Непосредственно мы можем воспринимать при помощи определённых органов чувств только факты речи или речевые/языковые материалы (тексты), а уже на основании их составлять полную картину исследуемого аспекта и строить научные предположения. Следовательно, происходит «перенесение» изучения объекта в лингвистике из материальной сферы в метафизическую. На этом и основывается извечное непонимание между гуманитариями и приверженцами естественных и точных наук. Из уст последних можно услышать такое выражение, характеризующее, по их мнению, сферу лингвистики: «сплошная абстракция». Впрочем, это утверждение спорно, так как условие наличия конкретных фактов, позволяющих подтвердить или опровергнуть языковедческие теории, в языкознании присутствует. Лингвистика, как и любая наука, имеет структурное деление на разделы, каждый из которых «отвечает» за изучение определённой области языка или речи. Основные же действия, которые использует для выполнения своих задач языковедение, – это наблюдение фактов речи, их регистрация с последующим описанием, объяснение этих фактов с помощью теорий и гипотез. Практическая лингвистика производит с помощью экспериментов проверку таких теорий. В качестве вывода можно добавить, что через синтез отдельных фактов и теоретических заключений лингвистика приходит к созданию логически завершённой языковой картины как внутри одного языка, так и внутри целой языковой системы. |