Формы бухгалтерского учета


Форма бухгалтерского учета – это комплекс учетных регистров. Выбранная совокупность документации должна обеспечивать связь между аналитическим и последующим синтетическим учетом. От выбранной формы учета зависит техника и методика регистрации финансово-хозяйственных операций на предприятии, технология и организация всего процесса учета.

• Журнал главная. Достаточно редко встречающаяся форма учета. Применяется в организациях с небольшими оборотами, в некоторых финансовых органах и учреждениях. Все записи в хронологическом и систематическом порядке делают в одной книге «Журнал главная». Аналитический учет ведётся с использованием карточек. По итогам отчетного периода составляется оборотная ведомость. С её помощью происходит сверка с данными синтетического учета.

• Простая форма. Учет ведётся в разрезе восьми унифицированных ведомостей. По завершении месяца итоги по оборотам заносят в шахматную ведомость.

• Мемориально-ордерная форма. Характерным для данной формы учета является формирование пакета первичной документации по хозяйственной операции и внесение этих документов в накопительную ведомость. Далее операция оформляется мемориальным ордером, где отражаются данные: номер, содержание операции в кратком виде, дебет, кредит и сумма. К ордеру прикладывают все документы, имеющие отношение к операции. Аналитика ведётся в карточках. В их данные попадают из тех документов, которые прилагаются к мемориальному ордеру. Синтетический учет осуществляется в регистрационном журнале, а также в Главной книге.

• Журнально-ордерная форма. Основным регистром при данной форме учета является журнал-ордер. В них вносят записи на основании поступающих к учету документов. Журналы-ордера формируют по шахматному принципу и используются для одного счета или группы счетов. Вспомогательным регистром могут быть ведомости. Все сгруппированные итоги вносятся ежемесячно в Главную книгу.

• Автоматизированная форма. В наше время редко кто ведёт бухгалтерский учет в ручном режиме. Применение специализированных компьютерных программ позволяет вносить все данные для учета и получать заполненные регистры, а также сформированную отчетность. Основным в ведении учёта в электронной форме является правильное применение плана счетов и полный охват всех хозяйственных операций предприятия.

То, какую именно форму предприятие выбирает для ведения учёта, должно найти отражение в Учетной политике предприятия.