История педагогики


Педагогика – одна из самых древних наук, ведь воспитанием человек занимался всегда. Поэтому история педагогики – это и есть история человечества. Основы этой науки уходят далеко в прошлое – древнегреческую, средневековую и древневосточную философию. До наших дней дошли отзвуки различных систем воспитания. Наиболее распространенные сери них:
Спартанская система воспитания – предполагала формирование воина. Делилась на несколько ступеней – от домашнего до «школьного», предполагавшего жизнь в коллективе. Развивала прежде всего силу, выносливость, храбрость.
Афинская система воспитания. Главная ее цель - всестороннее и гармоничное развитие личности через соревновательность во всех видах деятельности.
Религиозная система воспитания. В ней задача сводилась к приведению человека к гармонии между небесным и земным существованием. Она требовала усвоение и выполнение религиозных нравственных норм.
Рыцарское воспитание. Предполагала соблюдение «кодекса чести», личную свободу с непременным послушанием. В основе этой системы лежит программа «семи рыцарских добродетелей» - фехтование, владение копьем, езда верхом, охота, плавание, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.
Первым, кто выделил педагогику как самостоятельную науку, был философ Френсис Бэкон. Он считал воспитание решающим, важнейшим моментом в развитии души, интеллекта и сознания. Оно (воспитание) должно заключаться в том, чтобы вносить рациональное, разумное начало в природу человека.
Говоря о педагогике, нельзя не вспомнить чешского ученого Яна Амоса Коменского. Он полностью посвятил свои труды проблемам воспитания и образования, изложив свои мысли в «Великой Дидактике» («Didactica magna») - настольной книге многих его последователей. Им же было предложено создание специальной учебной и методической литературы для педагогов и школьников. А также разработан «Информаторий материнской школы» - первая теория дошкольного воспитания.
Стоит упомянуть труды таких ученых, как Жан-Жака Руссо, Генрих Песталоцци, Симеон Полоцкий и многих других философов, внесший огромный вклад в становление педагогики как науки.