История развития маркетинга


Большинство учёных маркетинг определяют как вид деятельности, направленной на удовлетворение нужд при помощи обмена. Подобные отношения обмена возникли почти одновременно с возникновением человечества, но становление маркетинга как науки стало происходить в 1923-1933 годах. В Токио в 1690 году был основан первый универсальный магазин, в котором проводилась торговая политика, что своё время опережала примерно на 250 лет. Владелец магазина ориентировался на покупателей и закупал только востребованные товары, предоставлял систему гарантий за качество продукции и постоянно расширял ассортимент.

На Западе о маркетинге начинали говорить только с середины 19 века. Сайрус Маккормик, изобретатель первого комбайна, высказал предположение, что маркетинг должен выступать центральным направлением в деятельности любого предприятия, а работа с кругом потребителя – задача менеджера. Именно этот человек создал следующее направления маркетинга: изучение рынка, ценовая политика, сервисное обслуживание. В Америке маркетинг возник как академическая наука, и такие курсы стали преподавать в Мичиганском и Иллинойском университетах. Поэтому родиной современного маркетинга считают США.

Сегодня в истории маркетинга выделяют 4 эры:

- эра производства - до 1925 года: внимание уделяется только производству качественных продуктов;

- эра продаж: совершенствование производственных приёмов, рост объёмов производства;

- эра собственно маркетинга: рост потребности в товарах и значимости отделов продаж;

- эра взаимоотношений: стремление маркетологов к поддерживанию с потребителями стабильных взаимоотношений.