Составление психологического портрета это один из самых
сложных и важных вариантов. Все люди умеют адаптироваться, приспосабливаться к
определенным ситуации, но все делают это по разному. Одни ориентируются в
конкретный момент и легко приспосабливаются к данной обстановке, такие люди как
правило лучше работают при принятии решения. Другие – ориентируются на прошлое,
способны действовать в рамках жесткой структуры с четкими рамками разрешения и
запрета, правами и обязанностями – они способны работать при реализации в рамках
определенных структур. Третьи – ориентируются на будущее с не одекватными ситуациями поведения – чаще выступают
генераторами идей.
Каждому руководителю важно научится вскрывать свои внутренние психологические
резервы. Для чего им нужно научится в первую очередь познать себя и других,
выявить темперамент, характер, направленность личности и т.д.
Благодаря этим компонентам можно составить психологический портрет:
1 - Темперамент – благодаря темпераменту, присущему людям от рождения одни –
быстры, подвижны, склонны к эмоциональным реакциям, другие – медлительны и
спокойны. Темперамент – это фундамент нашей личности, основанный на нервной
системе и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты
темперамента не поддаются изменению, так как они чаще всего передаются по
наследству. Нужно в первую очередь понять его особенности, чтобы определится с
родом деятельности человека.
К каждому типу темперамента нужно найти свой подход:
Сангвиники – обладают сильной нервной системой, уравновешенны и подвижны, хотя
возбуждение у них легко сменяется торможением и наоборот. Такие люди всегда
обещают, что сделают, но не всегда исполняют обещанное, поэтому их нужно
постоянно проверять и контролировать. Его плюсы - отзывчивость, общительность,
жизнерадостность, минусы - легкомыслие, поверхностность, ненадежность.
Холерик – обладает неуравновешенной нервной системой, где преобладает чувство
возбуждения над чувствами торможения. Они всё время должны быть заняты делом,
потому что он свою активность направить на коллектив и разложит его из нутри.
Его плюсы – энергетичность,
целеустремленность, продвижность,
минусы – вспыльчивость, агрессивность, конфликтность.
Флегматик – с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы. Он не может работать на скорость и
быстроту, их главное не подгонять, он рассчитывает свои силы и время и сдаст свое дело в любом
случает. Его плюсы – устойчивость, постоянство, надежность, терпеливость, активность, минусы –
медлительность, безразличие, порой даже сухость.
Меланхолик – со слабым, неуравновешенным типом нервной системы. На таких людей
нельзя кричать, давить, давать резкие указания, так как они очень чувствительны
и ранимы. Их плюсы – доброжелательность, сочувствие, мягкость, человечность,
минусы – мнительность, ранимость, замкнутость и очень низкая работоспособность.
В работе холерику легче с сангвиником, сангвинику с меланхоликом, меланхолику с флегматиком.
2 – Характер – в характере человека выражаются его существенные особенности.
Черты характера – это свойства личность, устойчивые особенности поведение
человека.
Структуру характера делят на 4 группы, которые выражают отношение личности к
определенной деятельности:
К труду – трудолюбие, добросовестность, настойчивость, ответственность,
инициативность, противоположность этому – лень, безответственность,
пассивность, склонность к рутиной работе;
К коллективу и к обществу в целом – общительность, отзывчивость, уважение,
противоположность – замкнутость, призрение, грубость, бездушие.
К самому себе – самокритичность,
гордость, чувство собственного достоинства и в чем то скромность, противоположное этому – сомнение,
эгоизм, заносчивость, обидчивость.
К вещам – аккуратность, бережливость, щедрость, противоположное – скупость.
Формируется характер благодаря морально волевым качествам личности, на данном
этапе выделяют 4 типа характера:
Демонстративный личности очень сильно выражают свои эмоции и переживают их. Они
могут лгать, не понимая этого, хотя не способны притворятся и пытаются
постоянно убедить окружающих. Они очень артистичные натуры, которые умеют
играть своими чувствами на публике. Благодаря своей артистичности имеют положительные черты –
очень хорошо понимают другого человека, они могут стать писателями, актерами и
социальными работниками. Принимают свои решения стремительно и импульсивно,
ничего не обдумывая.
Педантичный характер – противоположность демонстративному типу. Их негативные
черты – нерешительность и постоянное чувство страха за свою жизнь, могут
выразить положительные качества такие как, пунктуальность, аккуратность,
ответственность, рассудительность. Долго колеблются при принятии решения и тщательно обдумывают свои
действия.
Застревающий тип – долго задерживают свои чувства гнев, ярость, страх и так же
долго и ярко переживают свои достижения. Отличаются обидчивостью и
злопамятностью. Они могут простить обиду, но никогда не забудут её.
Возбудимый тип – постоянно недовольны, раздражительны. Не умеют управлять собой, что часто приводит к
конфликтам.
Способности – измеряются путем решения определенных задач. Они подразделяются
на два вида:
Общие формируются развитием интеллекта.
К ним относятся трудолюбие и работоспособность., внимательность, собранность,
гибкость ума адаптация и умение ориентироваться в трудных жизненных ситуациях.
Специальные способности – это развитие к определенному типу деятельности.
Направленность – это куда именно направлена деятельность человека, бывает
направленность на себя, на задачу и на общению. Тут важно определить
потребности в определенной направленности мотивов человека.
Интеллектуальность – это ядро интеллекта – обеспечивающий реализацию способности человека
оценивать ситуацию, принимать решения в соответствии со своим поведением.
Структура интеллекта
зависит от возраста, образования и индивидуальных особенностей.
Эмоциональность – делятся на ум, волю и эмоции. Ум и воля подчиняются нам, а
эмоции возникают помимо нашей воли и желаний. Мы можем скрывать эмоции и
выплескивать их на ружу,
но благодаря этому они не ослабевают. Управлять эмоциями необходимо, они
делятся на:
Аффект – возникающий в результате сильного потрясения, захватывает человека
целиком и управляет
его мыслями и действиями.
Собственно эмоции – возникает на свершившееся, предполагаемые и вспоминаемые
события, отражаются в субъективной оценки.
Чувства – устойчивое эмоциональное состояние, отношение к конкретным событием и
людям.
Настроение – длительное эмоциональное состояние, отражает установку принятие
или непринятие мира, связанно с темпераментом.
Стресс- реакция организма на неожидаемую, напряженную обстановку. Может
возникнуть на холод, боль, унижение.
Умение общаться – это прежде всего процесс взаимодействия людей. Общение может
быть вербальным – в разных формах и невербальным – мимикой, жестами.
Делятся на виды - диалог, массовое, групповое, анонимное; каналы – зрительный,
слуховой, при помощи прикосновений – тактильный и с помощью ощущения своего
тела – соматосенсорный.
Самооценка – человек оценивает
свои способности, поступки и возможности. Она может быть заниженной, завышенной либо адекватной, что
бывает достаточно редко.
|