Коррекционная педагогика


Коррекционная педагогика – раздел общей педагогики, занимающийся изучением особенностей детей и подростков с отклонениями в развитии, ограничивающими или затрудняющими возможность социализации личности. Эта наука возникла на стыке общей педагогики и медицины и изучает особенности педагогического воздействия на «особенных» детей. К таковым в современном мире относятся дети с нарушением в двигательной, сенсорной сфере (зрение, слух), в соматике, поведенческой и речевой сфере, а также детей, имеющих психические, интеллектуальные и психологические расстройства.
Коррекционная педагогика – наука молодая. Ее истоки зародились лишь в середине 20 века, а некоторые разделы, например работа с детьми с задержкой психического развития, и вовсе не более 30 лет назад. Основоположниками современной коррекционной педагогики являются Г. Ф. Кумарина и Л.С.Выгодский. Они в своих трудах ввели понятия «отклонение в развитии», «зона ближайшего развития», «коррекция отклонений в развитии».
Сейчас понятие «отклонение от нормы» расплывчато, в научном мире идут постоянные дискуссии на эту тему, т.к. поставить соответствующий диагноз чрезвычайно сложно. С каждым годом число детей со сложными, сочетанными диагнозами возрастает, а недостатки в развитии все более смешиваются, в связи с чем приходится постоянно придумывать новые способы и приемы работы с такими детьми.
Итак, цель коррекционной педагогики – решение следующих задач:
1. Определение природы и сущности проблем в развитии, выявление причин этих отклонений;
2. Разработка методов и приемов работы с «особенными» детьми;
3. Создание учебно-методической базы для подготовки специалистов, работающих с детьми с отклонениями в развитии