Лингвистика детской речи


Лингвистика детской речи, или онтолингвистика, - это сравнительно молодая наука, находящаяся в статусе, при котором она и на настоящее время вынуждена доказывать свою состоятельность в качестве отдельной дисциплины. Существуют точки зрения на онтолингвистику как на «подраздел» или придаток лингвистики взрослой речи или психолингвистики. Так или иначе, онтолингвистика изучает речевую способность ребёнка: её возникновение, становление и дальнейшее развитие, включающее возрастные изменения.

Научными исследованиями в этой области занимается молодая кафедра соответствующей направленности в РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург). Сам термин «онтолингвистика» был введён в обиход после употребления его на одной из конференций этого вуза около четырёх лет назад. Теперь известны и производные этого термина, например, «онтобилингвалогия» (наука, изучающая детей-билингвов).

При описании предмета онтолингвистических исследований можно выделить три направления, или вопроса:
- как конкретный язык усваивается разными детьми;
- как родной язык усваивается тем или иным ребёнком;
- как осваивают разные языки разные дети.

Главной целью лингвистического исследования в любом из этих направлений является выделение общих закономерностей, позволяющих выдвигать определённые языковедческие теории.

На основании проблемы, упомянутой в первом абзаце, выделяются два аспекта, или, так сказать, угла зрения, с которых можно рассматривать в речи ребёнка те или иные языковые явления. Теория, при которой онтолингвистика предполагается как бы придатком лингвистики взрослой речи, даёт нам подход к ним с позиции языковой системы уже взрослого человека. Система эта – сложившаяся, а потому позволяет сопоставлять категории языка и речи ребёнка с таковыми у взрослых.
Выделение же онтолингвистики в самостоятельную дисциплину характеризуется таким подходом, при котором происходит отказ от «взгляда сверху» на язык и речь ребёнка, и они воспринимаются как относительно автономный объект с собственной структурой.

Конечно, объяснением и научным исследованием речевых фактов детей могут заниматься лишь специалисты. Но определённый вклад в базу онтолингвистики может сделать каждый человек, имеющий возможность длительного общения с ребёнком – слушая, запоминая, делая записи. И если мы не будем относиться к этому занятию с пренебрежением, то сможем открыть для себя много нового, так как в речи детей находят отражения многие, порой удивительные, закономерности языка.