Маркетинг как наука


Основным принципом маркетинга считается ориентация на потребителя, на эффективное разрешение проблем покупателей, на удовлетворение их нужд. В этом и проявляется суть маркетингового подхода как науки по управлению развитием общества. Маркетинг настолько основателен с другой стороны, что считать его отдельной функцией нельзя: это своеобразный бизнес, который следует рассматривать с точки зрения покупателя.

Не следует забывать об интересах всех участников в цепочке создания ценностей для покупателей, потому что цепочка окажется не долговечной. Ведущими субъектами маркетинга являются производители, покупатели и посредники. Значимые роли среди субъектов маркетинга играют органы муниципального и государственного управления, средства массовой информации, учреждения образования и науки, общественные организации.

С учетом специфики разных категорий объектов маркетинга традиционно выделяют маркетинг материальных товаров, идей, личностей, территорий, организаций и услуг. Зависимо от целей получения прибыли бывает коммерческий и некоммерческий маркетинг, маркетинг услуг, потребительских товаров и других объектов конечного потребления, маркетинг В2В и маркетинг производственного назначения. За последние годы появились новые виды маркетинга, которые различаются преимущественно по аудиториям и используемых технологиям. Это агрессивный, вирусный, индивидуальный, виртуальный, латеральный, многоуровневый, партизанский, пробный, телемаркетинг, а также маркетинг событий, инноваций и SMS-маркетинг.