Современные тенденции развития маркетинга разноплановы и множественны. Без сомнения, маркетинг в России испытывает влияние глобализации социально-экономической жизни, ее многочисленные проявления и факторы. Также на маркетинг все более мощное влияние оказывает растущая быстрыми темпами информатизация социума. В отечественных маркетинговых отношениях наблюдается тенденция к дезинтермедиации, что подразумевает прямое общение производителей с потребителями. Но с другой стороны появляются новые виды маркетинговых посредников. При продвижении продукции производители, посредники и потребители начинают глубже переосмысливать потребность стратегического партнерства, поэтому конкурентоспособность в маркетинге начинает все больше определяться партнероспособностью.
В России за последние годы появилось много профессиональной литературы по маркетингу, начали переводиться работы зарубежных авторов. Развитие получила и маркетинговая периодика, и маркетинговые Интернет-сайты. Общественно признанными стали Российская ассоциация маркетинга и Гильдия маркетологов. Заработал в составе комитета по потребительскому рынку подкомитет по маркетингу, а также возник подкомитет по маркетингу и увеличению конкурентоспособности регионов. Сегодня в стране трудно найти вуз, где не преподавали бы маркетинг, к тому же сотни отечественных вузов готовят профессионалов по специальности «маркетинг» - маркетологов. Совершенствуется и развивается законодательное поле маркетинга. И в XXI веке практика маркетинга принесет ещё много полезного для населения и экономики России. |