Монтессори


Есть среди методик развития детей дошкольного возраста одна, споры вокруг которой не умолкают много лет. Одни считают ее единственной и наиболее эффективной, другие ругают ее за вседозволенность, видимую бесконтрольность в занятиях с дошколятами. Я говорю о методике итальянки Марии Монтессори.
Эта великая женщина – педагог сделала очень многое для развития дошкольного образования в Италии. В 1907 году ею был открыт «Дом ребенка», в котором содержались умственно отсталые дети. Методика развития этих «особых» деток предполагала свободу для ребенка во время любой деятельности. Основным необходимым условием была развивающая среда. В помещении, где находятся дети, по твердому убеждению Монтессори, должны быть все необходимые для игр и занятий пособия. При этом ребенок сам выбирал игрушки и длительность игры с ними, развивался в собственном ритме. Перед педагогами была поставлена задача – не вкладывать в головы детей знания, а помогать находить их в окружающем мире и накапливать собственный опыт взаимодействия с окружающим. Результат не заставил себя ждать – дети быстро стали показывать хорошие результаты при обследовании. Прошло несколько лет, методикой заинтересовались педагоги, занимающиеся с обычными детьми. Методика Монтессори прижилась и там.
Как же выглядит один день в детском саду Марии Монтессори? Его начало – свободная деятельность. Войдя в помещение, ребенок самостоятельно раздевается, приводит себя в порядок и выбирает, чем будет заниматься. Педагог, встречая детей, каждому протягивает руку и наблюдает за выбором каждым ребенком материала для игр. Если воспитатель замечает, что малыш выбрал материал впервые, предлагает алгоритм действия с выбранным предметом.
Самое главное – притягательность дидактического материала. Он должен захватывать детей настолько, чтобы они предпочитали куклам и машинкам дидактические игрушки. Эта работа не должна утомлять малыша, сколько бы ни продолжалась, потому что «в обычной жизни не может быть остановки». Периодически в помещении звучит сигнал – тихая музыка. Услышав ее, ребенку нужно закончить игры и прибрать пособия и игрушки.
Сейчас эта методика широко распространена во всем мире. Каждый год даже в России открываются детские сады или центры, работающие в соответствии с теорией Монтессори. Отзывы родителей малышей, посещающих подобные группы, только положительные.