Музыкальное образование в школе


Музыкальное образование в школе является естественным продолжением образования в дошкольном учреждении и имеет некоторые свои возрастные особенности . Кроме того, занятия музыкой в средней школе ставит перед собой , безусловно, несколько иные, более общеобразовательные задачи, чем специализированные занятия в школе искусств.

В школе учителя музыки применяют практически все общепедагогические методы, направленные на обучение, развитие, воспитание, мотивацию, контроль и коррекцию знаний учащихся. В начальных классах основным методом является объяснительно - иллюстративный, игровой. На уроках в среднем и старшем звеньях на первый план уже выступают методы эвристические, исследовательские.

Конечно, исходя из специфики предмета, общепедагогические методы на уроках музыки приобретают несколько иную форму. Например, словесный метод здесь применяется как образно-психологический настрой на духовное единение с музыкой. Не менее распространенный наглядный метод на уроках музыки преломляется в наглядно-выразительный, наглядно-слуховой.

Существует и особая группа методов, которые определяются спецификой самого предмета:
• Наблюдение за музыкой;
• Убеждения, а не навязывания, радовать, а не развлекать;
• Импровизация;
• Сопереживание;
• Музыкальное обобщение;
• Размышление о музыке.

В сюжет учебных занятий младших школьников включаются игры и упражнения, способствующие творческому саморазвитию школьников: “Ищем рифмы”, “Продолжи сказку” , “Поём вопросы и ответы” и другие. Разнообразие методов работы и их умелое варьирование помогает вовремя переключить внимание детей на уроке, поддержать их интерес и предупредить утомление.

Большое роль уроки музыки могут играть и в охране психологического здоровья детей. Большая нагрузки, общий уровень здоровья современных детей приводит к тому, что они порой приходят на урок либо чрезмерно возбуждённые, либо, напротив, нервно истощённые.

Задача учителя оптимально сбалансировать поведенческий и эмоциональный компоненты, исключая следующие ситуации:
• избыток информацией при отсутствии эмоциональной составляющей;
• перегрузка эмоциональная и информационная;
• однообразные упражнения без мотивации.