Нравственное воспитание


Вопрос нравственного воспитания постоянно обсуждается в среде педагогов. Ему посвящено множество статей и научных трудов. Однако «воз и ныне там» - нет точных рекомендаций, как правильно воспитывать «нравственность».
Что понимается под нравственностью? Вероятно, это умение вести себя сообразно определенной системе ценностей, своей собственной или принятой в определенном обществе. Это этика, мораль, духовность – все, что связано с нормами поведения. Многие называют это «по долгу совести» или «по зову сердца».
А значит, воспитание нравственности – есть система мероприятий, действий, направленная на формирование этих ценностей. Такое воспитание может эффективно осуществляться только в процессе деятельности, реальной жизни воспитанника. При этом необходимо учитывать и возраст ребенка, и ценностные ориентации окружающей среды, и опыт.
Основные функции нравственного воспитания:
• Оно дает представление о ценностях жизни человека и культуры;
• Оказывает влияние на формирование представлений о нравственности, понятий, суждений, взглядов, оценок и формирует личностные нравственные убеждения;
• способствует обогащению нравственного опыта воспитанников;
• корректирует различные знания в области морали, приобретенные из источников разного характера;
• способствует самовоспитанию нравственности в личности.
Пути нравственного воспитания и просвещения: проведение этических бесед, лекций, диспутов, тематических вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций, создание сложных в этическом плане ситуаций.