Принципы педагогики


Педагогика – наука, сформировавшаяся в соответствии с определенными принципами. Они являются основой педагогических знаний и педагогического опыта. Перечислим основные:
• Общефилософские –
o Отражение - этот принцип учитывает качественные отличия между общественным и природным отражением действительности;
o Детерминизм – теория о закономерностях, причинной обусловленности тех или иных явлений;
o Развитие – рассматривает постоянные изменения в существующей окружающей жизни.
• Принципы социальных наук:
o Историзм – обосновывает изучение общественных явлений в конкретных исторических рамках;
o Социальная обусловленность – предполагает развитие личности в соответствии с требованиями социальной группы, ибо только коллектив является одним из движущих факторов развития.
o Социальная значимость – рассматривает воспитание и развитие человека как необходимое звено развития общества;
o Определяющая роль активности личности – объясняет необходимость потребности самой личности в развитии, образовании, обучении.
• Принципы педагогической науки:
o Целостность отражает единение воспитания с прочими факторами, влияющие на развитие личности.
o Прородосообразность - этот принцип обосновывает выбор педагогического процесса в соответствии с естественным формированием человека.
o Гуманизм – этот принцип предполагает гуманистическое, обращенное на человека педагогическое воздействие.
o Культуросообразность - принцип, рассматривающий развитие о обучение в рамках культурной среды, близкой воспитаннику;
o Преемственность – взаимодополняемость, взаимозависимость отдельных ступеней воспитания или развития.