Развитие искусства


Как и любая другая наука, искусствоведение разрабатывает различные теории и концепции, облегчающие изучение искусства, и процесса его развития. Одна из них– концепция прогрессивного циклического развития искусства.
Ее исходные понятия предложил Х. Вёльфлин в своей "абстрактной теории стиля".

Он предложил "пары" категорий стиля:
Форма линейная и живописная;
Форма плоскостная и пространственная;
Форма замкнутая и открытая;
Форма тектоничная и атектоничная;
Форма безусловно ясная и относительно ясная.

В своих работах Вёльфлин на конкретных примерах убедительно доказывает, что в границах любого исторического типа искусства осуществляется "саморазвитие", согласно возобновляющимся периодически фазам: от архаики через расцвет (классику) к упадку (вырождению). Изученный искусствоведами исторический материал убедительно свидетельствует: в каждую историческую эпоху нарабатывается определенный архетип, набор материальных возможностей, затем он иссякает, появляются другие формы и их сочетания.

Э.Кон-Винер в повторяющихся циклах развития искусства выделял следующие три стадии: конструктивную, деструктивную и орнаментальную, соответствующих вышеприведенной вечной триаде. Орнаментальной стадии вновь на смену приходит конструктивная, но выросшая уже на новых культурно-исторических традициях. Прослеживается и общая тенденция - в каждую последующую эпоху творческие люди так или иначе учитывают опыт своих предшественников. Творчество в целом становится сложнее, интеллектуальнее, многообразнее.

Интересно, что неостили 19 века уже не так отличны, как стили 15-18 веков, течения модернизм и постмодернизм 20 века еще более кратковременны. Таким образом делается вывод, что развитие искусства не только идет по спирали, имеющей начало, но и развивается с явным ускорением. Ее циклы сжимаются во времени, более того, - сужаются, уходя в точку. Означать ли это конец художественного развития или же спираль, пройдя через кризис развития, изменит направление, из сжимающейся перейдя в расширяющуюся?..