Развитие маркетинга в России


Развитие маркетинга в России началось в 1880 году и длилось до конца 1917 года. Это был период активного развития промышленности на основе большого предпринимательства. Начали применяться разные маркетинговые инструменты, к примеру, формирование общественного мнения посредством выпуска настенной и печатной рекламы, участия в международных ярмарках и выставках, меценатства. Российские предприниматели использовали с успехом приёмы стимулирования персонала и сбыта. Кроме этого, существовала индустрия изготовления упаковки для товара, но не было единой маркетинговой системы. В это время в университетах Америки и Европы маркетинг уже преподавался, а в России подобные знания можно было получить только в курсе экономической теории, преподаваемой в коммерческих училищах.

Дальнейшая революция прервала развитие маркетинга в стране. В течение 5 лет требовалось все больше промышленных и продовольственных товаров. Но производство было остановлено, а гражданская и мировая войны проблему маркетинга отодвинули на второй план. С наступлением НЭПа происходит ещё один виток развития маркетинга. В Москве открылся Конъюнктурный институт - первое в советской России учреждение, изучающее маркетинг. Но с приходом жёсткой распределительной системы продуктов в 1929 году развитие маркетинга опять замирает. При Хрущёве о маркетинге вспоминают. Данным направлением заинтересовались учёные-экономисты, но дали отрицательную оценку в один голос и назвали маркетинг совершенно ненужным советской России явлением. А новый этап в развитии маркетинга начался в начале девяностых годов вместе с формированием рыночных отношений.