Совместное обучение – от интеграционного к инклюзивному


Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется растущим недовольством общественности России, отстаивающей права людей с инвалидностью на качественное обучение, и беспокойством самих работников образования. Причина – несоответствие настоятельной потребности во внедрении интегрированного (инклюзивного) обучения, очень незначительным успехам в этом направлении. Попытаемся проанализировать причины неудач образовательной интеграции в нашей стране, изучив историю вопроса, ибо цена его достаточно очевидна – более полумиллиона детей с инвалидностью в стране. А сколько их стало уже взрослыми за эти двадцать лет тщетных потуг отечественного "инклюзивного" образования?
Интеграция – термин, происходящий от математического, введенного в 17 веке швейцарским математиком Я. Бернулли, термина «интеграл» (лат. integer- восполненный, integrare – восполнять). Вскоре слово это «пришлось ко двору» многим отраслям человеческих знаний, а в педагогике оно появилось лишь в 20-м веке в сочетании с прилагательным «социальная». Сначала понятие «социальная интеграция» применялось в США по отношению к детям расовых меньшинств, эмигрантов, начиная с 60-х годов – к детям и лицам с ограниченными возможностями.
Сами идеи интеграционного, а попросту, совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми детьми, занимали умы передовых педагогов с начала 19 века. При этом, в качестве дополнительного аргумента, выдвигался и такой довод: совместное обучение детей сделает общедоступными эффективные способы и особые приемы обучения, применяемые в специализированных школах. Ведь специализированных школ и, соответственно, специалистов – педагогов, хронически не хватало, а применяемые там умения и знания были уникальными.
При совместном обучении станет вопрос о специализированной подготовке школьных учителей, что обогатит педагогическую науку и практику. В Германии и Франции были организованы такие своеобразные семинары по подготовке учителей, был накоплен и некоторый опыт совместного обучения детей.
Эта практика была фактически сведена на «нет» повсеместным введением обязательного всеобщего образования и жёсткого образовательного ценза. Переполненные классы, обязательная программа, сделали невозможной работу учителя с ослабленным физически и умственно ребёнком.
Почти на столетие педагогика «забывает» о совместном обучении. На смену только пустившей ростки интегрированной системе приходит дифференцированная система обучения и воспитания детей.
Изолированное обучение «трудных» детей в специализированных интернатах рассматривается как более прогрессивное, щадящее, и, главное, освобождающее массовую школу от обязанности заниматься ими.
Научно-техническая и информационная революция второй половины 20-го века, в сочетании с либерально-демократическими изменениями в обществе, способствует кардинальным изменениям и в педагогике. Гуманистические идеи и возможности интерактивных методов обучения снова «поворачивают» педагогов лицом к лицу к проблеме интегрированного обучения детей с инвалидностью.
Ключевую роль в этом процессе играет законодательно закреплённая многими странами позиция по отношению к лицам с ограниченными возможностями: «Декларация прав человека», позже - «Конвенция ООН по правам инвалидов» и т.п.
В 70-е - 80-е годы интеграционные инновации вводятся в практику массовой школы США и Европейских стран. Одной из вскрывшихся сразу же проблем стала неготовность учителя – как профессиональная, так и моральная. Простым переводом ребёнка-инвалида, даже при создании для него всех необходимых технических условий доступности (пандус, доступный туалет и т.п.) интегрировать его в массовую школу нельзя.
Подчёркивая значимость комплексных преобразований (организационных, методических, и т.п.), в США в 80-е годы вводится новый термин для обозначения ситуации совместного образования: inclusion – включение. Этот более тонкий и точный термин больше соответствует принципам современного совместного обучения.
Инклюзивное образование – это не просто участие детей и более старших лиц с инвалидностью в образовательном процессе, это перестройка всего процесса образования как целостной системы, обеспечивающей образовательные потребности всех детей.
Термин «инклюзивное образование» окончательно вводится в международный обиход в 1994 г. Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей под эгидой ЮНЕСКО в Испании.