Связь педагогики с другими науками


Ни одна наука не может существовать, без опоры и поддержки смежных с ней или близких ей наук. Это касается и педагогики. Рассмотрим взаимосвязь этой науки с другими научными знаниями.
1. Педагогика – наука, возникшая много лет назад на базе философии, поэтому бесспорен тот факт, что эти две науки чрезвычайно близки. Ведь от взглядов философов зависит направление педагогической мысли, пед. исследования и их результаты. Философия, как базовая наука, формирует систему принципов и способов научного познания, она для педагогики – теоретическая основа. Педагогика, в свою очередь, становится место апробации и приложения идей ученых – философов.
2. Одна из наиболее близких педагогике наук – психология. Любому человеку ясно, что для правильного обучения, развития и воспитания необходимо знание самого «объекта», т.е. ученика или воспитанника. Каждому наставнику нужно учитывать особенности психики, потребности, возможности личности и возрастные закономерности развития. Данные, полученные в результате психологических исследований, и становятся источником обоснования процесса обучения.
3. Безусловно важна связь педагогики с медициной и различными отраслями медицинской науки. Так, биология позволяет узнать природные особенности человека, важные для обучения, антропология – дает материал для изучения многоликости, индивидуальности людей. Другие разделы медицины позволили развиваться таким педагогическим наукам, как коррекционная педагогика, дефектология, логопедия.
4. Связь с социологией позволяет формулировать основные тенденции в развитии различных слоев и групп населения.
5. Необходимо также обратить внимание на взаимозависимость педагогики и экономики, образовательной политики, информационных технологий, культуры и культурологи.
Каждая из этих наук привносит свое в развитие педагогики, в то же время, получая от педагогики источники дл собственного дальнейшего развития.