Скульптура


Испокон веков человечество стремилось создавать из глины, камня и дерева скульптурные изображения. В древнем Египте были искусные мастера, которые оставили изображения фараонов, рабов, писцов, женщин.

В древней Греции искусство ваяния достигло небывалых высот. Основным объектом изображения был человек. Великие мастера создали произведения, восхищающие и совершенством форм, и красотой, и глубокой человечностью - через внешний облик тонко передается богатый внутренний мир, характер, эмоциональное состояние. Например, лицо раненого воина выражает страдание, а черты патриция передают его надменность, фигуры богинь исполнены необычайной свободой и гордой грацией.

Замечательные скульптурные произведения Древней Греции стали своеобразным художественным эталоном на века и оказали огромное влияние на искусство всех народов, в частности, Древнего Рима.

Именно в античной культуре полностью сформировалась и достигла совершенства скульптура как вид изобразительного искусства. Ее произведения имеют трехмерный объем и бывают двух основных видов – рельеф и круглая скульптура.

Круглая скульптура - это работа, выполненная с полным сохранением объемной формы, присущей изображаемому объекту в действительности.
Объемная форма, частично выступающая над плоскостью, создает рельеф. Круглую скульптуру рассматривать можно с разных сторон, а рельеф - только с определенных точек обозрения. Так как рельеф связан с плоскостью, его широко используют для украшения зданий и постаментов памятников.

В свою очередь, рельефы делят на барельефы и горельефы. Барельеф - это изображение наиболее плоское, его скульптурные формы над плоскостью едва выступают. Если над плоскостью выступает более половины объема скульптурного изображения, то это горельеф.

Большое значение в работе скульпторов имеют техника исполнения и материал. Лепка и ваяние - два метода создания скульптуры. При работе с натуры, выполнении моделей, эскизов, проектов применяют лепку. При этом используется мягкий материал - глина, пластилин - постепенным его добавлением. Затем готовая скульптура переводится в гипсовую.

При ваянии, напротив, нужная скульптору форма создается отделением, отсеканием лишней массы от дерева или каменной глыбы. Разная твердость пород камня – гранита, мрамора, порфира, базальта – определяет обработку материала.Так, мрамор позволяет более детальную проработку формы, а гранит используется для создания обобщенных форм.

Методом отливки создаются скульптуры из металла – алюминия, бронзы, чугуна.
Широко используются в современной скульптуре и такие материалы как сплавы, бетон, сталь.
Скульптура разделяется на монументальную, станковую, мелкую пластику, монументально-декоративную.
Творения скульпторов украшают парки, скверы, площади и улицы городов, мосты, станции метрополитенов.