Журналистика и СМИ


Долгое время считалось, что журналистика и СМИ – это очень близкие понятия, который легко заменяют друг друга, почти синонимы. Исследователи предположили, что журналистика является одновременно и профессионально-предметной деятельностью, и отдельной социальной системой, и видом социальной активности. Правда, последнее относится скорее к СМИ, которые представляют собой при этом самостоятельную экономическую систему.

В ХХ веке из данной профессии, которая полностью поставляет содержание для СМИ, журналистика превратилась в центральную, но не в единственную такую профессию. Надо помнить, что журналистика сохраняет предметную деятельность и собственные характеристики, предполагает одновременно реализацию творческого потенциала, выполнение профессиональных обязанностей и социальную активность. Хотя принятие последнего положения создает большие трудности у представителей разных школ исследования. Для приверженцев концепции свободы слова более чем понятно, что журналисту необходимо не предвзято и точно, широко излагать факты, то для остальных сторонников концепции социальной ответственности активная жизненная позиция составляет непременное условие профессионализма.

Поэтому, в обоих случаях объясняется, прежде всего, о том, как правильно надо подойти к созданию журналистского текста в условиях, которые определяет социальная позиция. Но, в обоих случаях за пределами внимания остается целенаправленная и системная деятельность компаний СМИ, которые организовывают производство комплекса медиатекстов, придают медиатекстам уже законченной медиаформы, по дальнейшему распространению.